Реферат на тему Бог и человек

Остался всего один шаг
Внесите свои контактные данные и переходите в кабинет для просмотра предложений авторов
Введите номер телефона
Укажите имя
Укажите адрес электронной почты
Укажите корректный адрес электронной почты
Номер заказа
158 216
Создан
12.02.2013
Автор работы
Светлана
Цена
940 p.
Выполнен
26.02.2013
Рейтинг автора
7.5
Примечание
§ 2. Бог и человекЧастично проблемы этого взаимоотношения мы уже касались. Однако мощное и разнообразное движение философской мысли, связывающей антропологические проблемы с существованием божественного начала, довольно устойчивый интерес в современной России к религиозно-философской мысли, как отечественной, так и мировой, требует от учебника по философии изложения конкретных знаний по этим вопросам. Проблема "человек и Бог", как вы уже могли заметить, не всегда была представлена как сугубо антропологическая, хотя сам факт творения человека Богом есть попытка объяснить природу человека, его предназначение и смысл его жизни. Собственно, на эти проблемы отвечает и современная религиозная антропология. Она представлена как учениями, непосредственно связанными с той или иной конфессией (мы будем иметь в виду христианскую традицию), в том числе с модернизацией как явлением развития религиозно ориентированной мысли, что собственно и называется религиозной философией, а также философскими направлениями, которые тяготеют к объяснению природы человека и его роли во Вселенной к теологическим построениям. Будут упомянуты и те воззрения, которые рассматривают проблему "человек и Бог", но с критических позиций.Говоря языком современной философии, обращение к Богу связано с разрывом во времени, предшествованием появления, а затем противопоставлением, сущности человека и его существования. Сущность воспринимается как некая данность, которую внешние условия до сих пор все еще искривляют. И только "жизнь в Боге" позволяет человеку обрести истинное, подлинное бытие. Противостояние сущности и существования человека обусловливает и поиск абсолютов вне традиционных религиозных идей.В таком аспекте идея бога трактуется как некий "прорыв к глубинам бытия". Бог показал, как надо жить. И отношения между людьми должны складываться на отношениях Любви и готовности к самоотдаче. Христос в своем уничижении, в своем совершенном самоотказе ради других, в любви, раскрывает и являет основу человеческого бытия как Любовь. Бог позволяет вытеснить себя на крест — здесь его сила в самоотречение из любви, в миру он бессилен. Эта концепция получила наименование "безрелигиозного христианства" (Д. Бонхеффер, "Сопротивление и покорность", Дж. А.Т. Робинсон, "Быть честным перед Богом"). В проблеме "человек и Бог" следует говорить о, порой, подспудно содержащемся интеллектуализме, но не в плане рационального обоснования догматов веры и тому подобного, а именно о дарованной человеку способности "интеллектуального видения", установления смыслов, при этом не важно, что чувства, опыт могут противоречить этому. Образной иллюстрацией может служит средневековая живопись с ее "нарушенной" перспективой, вернее, ненужность ее, поскольку важно уловить смысл "сообщения", которому подчинен изобразительный ряд ("обратная перспектива", или как будто взгляд сверху). Возвращение линейной перспективы в живопись в эпоху Возрождения предполагало наличие наблюдателя "внутри мира" (а не Бога, "сверху" наблюдающего за миром), цельность и связность всем деталям и фрагментам картины и, следовательно, изображаемой ею реальности придает именно наличие этого предполагаемого зрителя. Так человек осознавал свою самоценность, себя как верховного существа в природе. Возможно, чтобы избежать проблем и противоречий земной, посюсторонней жизни, идея Бога по преимуществу носит бытийственный характер, дается как онтологическая проблема первичности акта творения как дарования существования, этого присущего только Богу качества.Итак, согласно православной академической философской традиции, человек — венец творения, поставленный Богом в центр Вселенной как ее цель и наделенный богоподобной душой. Человеческое существование обусловлено соотношением действительной и идеальной жизни. Как реальное существо, он подчинен законам природы. Как образ Бога, человек представляет себя как свободную причину и цель всех своих произвольных действий, стремится утвердить себя в качестве безусловной сущности. Наличие у человека творческих способностей и нравственного начала свидетельствует о существовании Бога как начала безусловного и беспредельного. Познавая себя человек познает Бога.В проповеди универсального всеединства В.С. Соловьева, в размышлениях о гуманизме Н.А. Бердяева, в экзистенциальных интуициях Л.И. Шестова неизменно обнаруживается верность теме предназначенности человека, его судьбы.Н.А. Бердяев писал: "Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включать ее в себя… Вселенная входит в человека, поддается его творческому усилию как малой вселенной, как микрокосму… Странное существо —двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным… Все христианство связано с этой двойственностью человеческой природы" (Бердяев Н.А. "Смысл творчества. Опыт оправдания человека „). Преодолеть двойственность и достичь единства возможно, по В.С. Соловьеву “только при признании, что каждый действительный человек своею глубочайшею сущностью коренится в вечном божественном мире, что он есть не только видимое явление, т.е. ряд событий и группа фактов, а вечное и особенное существо, необходимое и незаменимое звено в абсолютном целом. Только при этом признании, говорю я, можно разумно допустить две великие истины, безусловно необходимые не только для богословия, т.е. религиозного знания, но и для человеческой жизни вообще, я разумею истины: человеческой свободы и человеческого бессмертия" (Соловьев В.С. "Чтения о богочеловечестве").Ни одна из этих величайших истин невозможна без морали. Л. Шестов пишет: "Бог взлетевший над моралью. Есть уже не бог, а чудовище… Великое несчастье — возненавидеть разум, но лишиться покровительства морали, отдать мораль в чью-то власть, это значит опустошить мир, обречь его на вечную гибель… Знание равняется добродетели, равняется вечному спасению..." (Шестов Л. "Афины и Иерусалим").И. Кант выдвинул нравственное доказательство бытия Бога, пытаясь рассмотреть "религию в пределах только разума". Мораль сама по себе основана на понятии человека как существа свободного, связывающего себя безусловными законами посредством своего разума. Но вот ответ для чего нужно правильное, моральное, действие, к какой цели оно в конце концов направлено, знать без допущения существования Бога невозможно. "Если следует мыслить самое строгое соблюдение морального закона как причину достижения высшего блага (как цели), — то, поскольку человеческой способности недостаточно, для того чтобы привести счастье в мире в полное согласие с достойностью быть счастливым, необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира, промыслом которого это и совершается, т.е. мораль неизбежно ведет к религии" (Кант И. "Религия в пределах только разума").Этот "мотив" очень часто повторяется в современных решениях проблемы существования Бога, пусть уже понимаемого не как личность (как в рамках религиозной традиции), но как некоего гаранта или основателя высших проявлений человеческой духовности. К идее Бога, по мнению философских теистов, человека могут привести размышления о происхождении нравственного сознания и поиски смысла существования. И чаще всего Бог рассматривается именно в бытийственности, то есть как акт бытия, предшествующий всему.Но вот З. Фрейд, основатель психоанализа, считал религию иллюзией, основанной на психологических состояниях подчиненности, страха. Толкование о двойственной природе человека и в связи с этим необходимости Бога как гаранта нравственности недоказуемого. "Безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность… Перестав ожидать чего-то от загробного существования и сосредоточив все высвободившиеся силы на земной жизни, он (человек — Е.Е.), пожалуй, добьется того, чтобы жизнь стала сносной для всех" (Фрейд З. "Будущее одной иллюзии").Русская религиозная мысль ближе тем направлениям западной философии, которые считают веру не познанием, а личностным, неповторимым опытом приобщения к религии и встрече с Богом. Здесь можно говорить о католическом экзистенциализме Г. марселя, персонализме. Их основные принципы? Признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; учение о непосредственно отношении между Богом и человеком; выдвижение на первый план эмоционально-интуитивных средств познания действительности; сосредоточения внимания на проблемах отдельной личности.В западной теологической мысли, опирающейся на антропологические принципы философствования, человек и его вера все больше соотносятся с реальной жизнью. В выявлении именно смысла конкретного повседневного бытия видятся все построения религиозного сознания. В каком-то смысле все они — варианты отыскания человеческих смыслов в божественном, реализующемся "здесь и сейчас".Вот как звучит проблема человека в творчестве французского религиозного экзистенциалиста Г. Марселя, назвавшего свою философию "экзистенциальным обоснованием человеческого достоинства". Бог призван дать человеку ощущение своей непреходящей ценности, ответственности, и тем самым, обретения своей сущности: "Ты один знаешь, кем я являюсь — и кем мог бы быть, став самим собой".Персоналисты рассматривают мир как арену общения между Богом и людьми, где Бог выступает источником духовного богатства человеческой личности. Хотя персоналистский Бог деятелен и всемогущ, только человек дает ему возможность воплотить свое могущество в реальную действительность. Это связано с феноменалистским утверждение о том. что в действительности ничего нет, кроме "моего личного опыта".Еще одно направление, также близкое Канту, поскольку опирается на его теорию трансцендентности, представляет Бога как фундаментальное условие трансцендентальности человека, понимаемой как способность иметь опыт мира и самого себя. Бог является базисным условием и гарантом единого горизонта, делающего возможным взаимопонимание людей той или иной исторической эпохи, историческую преемственность сознания, в том числе и индивидуального.Существует такое религиозно-философское учение как антропософия, не вводящая понятие "Бог" в свою систему, но тем не менее по природе своей сходное с религией. В центре его внимания — человек как носитель скрытых высших сил и способностей. Цель антропософии — развить сверхчувственное восприятие для познания потусторонних миров и преобразования духовной и физической природы человека.Собственно доказать или опровергнуть специальные вопросы взаимодействия человека и Бога нельзя да и бессмысленно. Все дело в том, что признание религиозных идей, особенно на философском уровне, обусловлено основополагающими принципами той или иной концепции. Вероятно, в этом смысле правы православные деятели, не развивавшие теологические построения и сохранившие, по их мнению, чистоту вероучения и смысл его именно в вере, без лишних рационалистических попыток проникнуть в то, что изначально признается иррациональным (то есть находящимся вне разумности, недоступное разуму), что не помешало русской философской традиции включать в себя как один из характернейших моментов богопознание и признание Бога "последним основанием человеческого бытия и осмысленности жизни".Однако еще в Новое время П. Бейль выдвинул принцип независимости морали от божественного закона: склонность к добру и злу — не от религии, но от самого человека, злодейская душа может быть убеждена в существовании Бога. Вместе с тем П. Бейль говорит о возможности существования общества атеистов, которое может быть нравственным: такое общество имело бы принципы, достаточные для сохранения общественного спокойствия. А вот французские материалисты XVIII века в вопросах морали как считали необходимым существование религии для еще "непросвещенных" масс. Ранее говорилось о религиозном экзистенциализме. Но есть еще и светский (иногда его называют атеистическим) экзистенциализм, ярчайшим представителем которого является французский философ Ж.-П. Сартр. В своих работах "Экзистенциализм — это гуманизм" и "Бытие и ничто" он ставит вопрос о поисках личностью исторической самостоятельности, возможностей реализации и развития своей активности (и у Н.А. Бердяева проблема человека и Бога рассматривается как постижения "смысла" творчества, преодоления разорванности сущности и существования, но на религиозной основе). Главное для человека самому быть Богом, нет никакой природы человека. как нет и бога, который бы ее задумал. Человеческая свобода, являющаяся фундаментальной и неотъемлемой характеристикой человеческого бытия. несовместима с активностью Бога. Свобода — тягчайший груз, который несет человек до самой смерти. По мнению Сартра, "даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило… суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога".Взгляд, согласно которому боги есть порождение человеческого сознания, объективация качеств человеческой личности, существовал со времен античности. Атеизм диалектико-материалистической философии не ограничивается признанием этого. Религия "не причина мирской ограниченности, а лишь ее проявление". В религии человек действительно пытается осознать себя, победить обстоятельства, преодолеть реально существующие ситуации беспомощности, придавленности, зависимости от гнетущих сил природы и общества. В религии заключена идея исправить, выправить — особым, специфическим способом — действительно господствующую в жизни людей "кривизну" и "превратность" условий их бытия. Как только в обществе возникает некоторый духовный вакуум или же принципы рассудочности начинают провозглашаться в ущерб моральным ценностям, усиливается интерес к системам, суть которых в поиске духовных детерминант истории. Религия в системе культуры будет существовать до тех пор, пока люди будут испытывать объективное бессилие перед внешними обстоятельствами (социальные корни религии), обнаруживающими хрупкость бытия, ограниченность человеческого существования, невостребованность и неоцененность добродетельности человеческой жизни, угрозу самому этому существованию (антропологические корни). Нельзя не вспомнить о трудностях и противоречиях процесса познания: непредсказуемость большинства событий, односторонность мышления, продуктивная способность воображения не всегда комбинирует исходные данные адекватно реальности, общезначимость и уверенность в истинности приобретенных знаний, проблема истинности—ценности—практической полезности и т.д. (гносеологические корни религии). Обращению к религии способствуют кризисные состояния в духовной жизни общества, их много: групповые и массовые страхи и страдания. Превратный характер межчеловеческого общения, общественное и групповое мнение, механизмы суггестии (внушения), традиций, обычаев. К психологическим корням религии также относятся и переживание индивидом психологической зависимости, подчиненность его жизнедеятельности некоторым личностным свойствам и психическим особенностям. Причиной религиозности могут стать сильные эмоциональные переживания: страх смерти, горе, одиночество, кризис доверия и надежд, в также склонность к поклонению, ощущение безысходности, духовный распад личности (См. подробнее, например, "Основы религиоведения", под ред. И.Н. Яблокова).На ранних этапах психологического анализа религии бытовали представления о "верующем", религиозной личности как догматической, нетерпимой, ограниченной, социально пассивной, склонной к конформизму. Это означает, что в глазах верующего земная жизнь лишается значения и главной целью своей жизни он считает спасение души для вечной жизни в загробном мире.Есть исследования, которые пытаются доказать. Что религиозность способствует альтруистическому, просоциальному поведению. Концепции, преимущественно психоаналитического направления, считают источником глубокой религиозности психопатологию.В последнее время утверждается мнение о том, что рассматривать религию как самостоятельный, отдельный фактор, влияющий на поведение не слишком продуктивно. Нет прямых связей, линейной зависимости между религией и личностью ее характеристиками, адаптивностью или душевным здоровьем. Влияние любой религии на личность в нормальных, обычных условиях жизни опосредовано многочисленными социальными влияниями, поскольку религия всегда существует в конкретном социальном контексте, питаясь культурой и исторической традицией. Традиционная психология религии времен У. Джемса считала, что решающее воздействие на поступки и оценки личности оказывают ее собственные устойчивые внутренние предрасположения. Ныне развитие психологии религии связывается с признанием первостепенного значения социальных процессов, то есть отдается предпочтение социальной психологии.В настоящее время в социокультурной сфере религию обусловливают такие факторы: деформация системы ценностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма, коммерциализации, распространения шаблонной культуры, тупики искусства и падение нравов, гипертрофирование гедонистических наклонностей, особенно на фоне ухудшающейся экономической ситуации, политические и пропагандистские моменты (хотя они скорее способствую формированию общественных настроений, мнений) и др. Неустойчивость и неопределенность нашей жизни заставляет людей обращаться к традиции как способу осуществления преемственности и развития в культуре. Психологически традиционализм дает ощущение устойчивости, верности принимаемого решения в ситуации многообразия выбора и невозможности просчитать последствия шагов в системе с нарушенным равновесием. Однако общество, в силу своего усложнения, но и способности к саморегуляции (подробнее речь пойдет об этом в следующей главе, но и там мы встретимся с религиозным обоснованием "смысла и назначения истории") не может существовать, используя только религиозные регуляторы. Оно вырабатывает все больше нерелигиозных ценностей, идеалов и регуляторов. В целом, религия существует во все более светской по своему общему характеру культуре.
Подробнее
Этот заказ уже выполнил наш автор. Напишем и Вам уникальную работу!
Быстрая оценка работыБесплатно
Оценим Вашу работу за 10 минут
Бесплатно
Для оценки заполните поля
Укажите тему работы
Укажите предмет
Укажите срок сдачи
Отправить работу на оценку
Последние отзывы об авторе Светлана
Алексей
Отличная работа! Выполнена все по договоренности. Обсуждали легко и доступно. Рекомендую автора!
...
2012-12-17 22:30:41
Натали Арагорн
отличный автор!!! все сделано качественно и в срок!
...
2012-12-18 22:33:46
Андрей
все сделано быстро и хорошо+
...
2012-12-19 20:16:20