Курсовая на тему Детская журналистика

Остался всего один шаг
Внесите свои контактные данные и переходите в кабинет для просмотра предложений авторов
Введите номер телефона
Укажите имя
Укажите адрес электронной почты
Укажите корректный адрес электронной почты
Номер заказа
90 843
Создан
28.04.2012
Автор работы
Марина
Цена
500 p.
Выполнен
27.06.2012
Рейтинг автора
7.5
Примечание
Примерно вот такая работа должна быть.ВВЕДЕНИЕ«Дети – цветы нашего общества», «Все лучшее – детям», - эти и многие другие высказывания довольно ярко иллюстрируют наше трепетное отношение к будущему поколению. Это и понятно, ведь на формирующееся детское сознание оказываем и обязаны оказывать влияние именно мы, взрослые. От того, как и что мы сделаем, сколько приложим усилий, какие станем использовать методы, будет зависеть психическое и физическое здоровье, развитость и благосостояние наших детей, а значит, и страны вцелом. Влиять, согласитесь, можно по-разному и средств сегодня для этого существует множество. Об одном из них, а именно о СМИ, пойдет речь в данной работе. Наряду с книгами, газеты и журналы играют огромную роль в развитии ребенка, поскольку являются духовными ценностями социума. Более того, детская журналистика – это своего рода синкретизм литературы, обучающих, развлекательных и других материалов. В этой работе мы рассмотрим, на какие составляющие делится детская журналистика, каковы ее особенности, что собой представляет современная детская пресса, какие негативные стороны существуют у популярных изданий и другие вопросы. Цель курсовой – показать степень изученности области детской журналистики и проследить, каким образом реализуются знания ее специфики в современной прессе.ГЛАВА 1ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИДетская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.Журналистика для детей, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции.В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории. Заметное место в детской журналистике занимает группа культурно-образовательных, рекреативных и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная функция. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал.Группа организаторских функций также играет в прессе большую роль. Издания, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.Функциональная структура детских СМИ соответствует их типологической структуре.По своему целевому назначению можно выделить: издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор (журналы «Юный натуралист», «Юный техник», «Авто-Юниор», «Юнга», «Муравейник»). К научно-популярным относятся учебные и учебно-методические издания, поскольку и они выполняют функцию распространения знаний. Однако издания в одном случае служат целям просветительского характера (научно-популярные), а в другом - обучения (учебные и учебно-методические). Необходимо отметить издания, носящие методический характер, предназначенные для оказания помощи в образовании подростков и старшеклассников (специальные издания по экономике, иностранному языку, программы внешкольного чтения и т.д.). Это «Школьный экономический журнал», журналы «Hello», «Открытый лицей» и др.; художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», имеющий экологическую направленность, журналы «Детское чтение для сердца и разума», «Ванька-Встанька», «Школьная роман-газета», «Мы», «Недоросль», «Баламут» (Санкт-Петербург), «Родничок» (Пермь) и др.). В большинстве таких журналов наряду с литературными произведениями публикуются и материалы, популяризирующие литературу, искусство, историю; развлекательные издания с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями (газеты «Катавасия», «Поле чудес для детей», «Снип-снап-снуре», «Абракадабра», журналы «Головоломки», «Забавки», «Веселые медвежата», «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя» и др.).Большинство изданий, а также теле- и радиопередач, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны: они создаются по принципу «развлекая - поучать». Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников. Элементы соревнования, состязания на право называться самым находчивым, любознательным, изобретательным, образованным и т.д. (конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды) очень часто являются составной частью подобных изданий.Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания.Н. Радлов в статье «Рисунок в детском журнале» указывал на важную отличительную особенность художественного оформления журналов, которая заключалась в следующем: иллюстрации к ним в большинстве своем были «выполнены техникой, напоминающей ребенку те графические приемы, которыми он творит сам». «Отсюда у него возникает мысль о том, что искусство доступно; повышается его интерес к творчеству, - писал Радлов. - Когда он видит, что теми же карандашами, которыми работает он, таким же пером, штрихами, достижимыми для его детской руки, могут быть созданы образы, его волнующие или его веселящие, - он естественно находит в этом новый стимул для своих творческих упражнений и приближается к настоящему пониманию искусства». Таким образом, вместе с писателями и публицистами, художники употребляют свое мастерство и талант на достижение общих целей - развивать воображение ребенка, активизировать его восприятие, побуждать к творчеству.ГЛАВА 2ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРИИ Специфика детской журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.Основным типоформирующим признаком всех детских изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны.Психологи делят эту аудиторию на группы: дошкольников (3 - 6 лет), младших школьников (7 - 10 лет), подростков (11 - 15 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение нескольких типов изданий: для дошкольников  для младших школьников  для подростков Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.В дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и писать.Дошкольники еще не осознают разницы между миром реальным и фантастическим. Поэтому воспринимать содержание изданий им помогают ведущие - обычно это персонажи из народных либо созданных классиками русской или зарубежной литературы сказок. В изданиях для этой возрастной группы, как правило, освещается одна тема, поскольку восприятию дошкольников свойственна фрагментарность, отрывочность.Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а в младшем школьном возрасте - учение, хотя потребность в игре, в развлечении у ребенка по-прежнему велика. Издания для этой возрастной группы отличаются тем, что в них игровые элементы используются в «серьезных» целях организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания. Эти издания многотемны: они включают в себя несколько рубрик. Большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам - дошкольникам и младшим школьникам (детская сказочная газета «Жили-были», журналы «Веселые медвежата», «Забавки», «Миша», «Куча мала», «Плюс Я», «Свирелька» и др.), младшим школьникам и подросткам (альманах «Клепа», журналы «Стригунок», «Свирель», «Ванька-Встань-ка», «С нами Бог» и др.).Сегодня группа традиционных изданий для юной аудитории представлена различными видами периодики - газетами, журналами и приложениями к ним (редко альманахами, дайджестами). Новым для этой группы изданий стало появление в ней многочисленных приложений как к детским и подростковым, так и к взрослым изданиям. Например, «Пионерская правда» выпускает четыре приложения - «Привет, мальчишки и девчонки!», «Юная Москва», «Олимпионик», «Светлячок» (для малышей), появившиеся в разные годы. Газета «Семья» имеет приложение - журнал для детей и подростков «Куча мала» (с 1996 г.). Газета «СПИД-инфо» выпускает приложение для малышей - газету «Вырастай-ка!» (с 1998 г.). У журнала «Юный техник» есть два приложения - это журналы «Левша» (с 1972 г.) и «А почему?» (с 1991 г.). Можно отметить, что с каждым годом тематика приложений становится все более разнообразной. С помощью приложений издания пытаются завоевать внимание всех поколений семьи, в том числе и детей, предоставив им занимательную информацию.ГЛАВА 3ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛАВ последнее время существенные изменения коснулись многих параметров деятельности журналистики для детей, в том числе и тематики детских изданий. В новых условиях для того, чтобы завоевать внимание читателей, в детских газетах и журналах различного уровня открываются новые рубрики, вырабатываются новые специфические способы взаимодействия с аудиторией: тематика публикаций постепенно приближается к информационным потребностям и социально-психологическим особенностям отдельных категорий и групп детской аудитории. Анализ социологических исследований, регулярно проводимых проблемной лабораторией факультета журналистики Московского университета, выявил следующие тенденции в развитии детской прессы: Со страниц детских изданий полностью исчезли излишне идеологизированные материалы. Им на смену пришли публикации, приобщающие ребят к культуре, к общечеловеческим ценностям. Большое внимание уделяется вопросам морали, нравственности, духовному образованию, этике, эстетике, а также проблемам досуга. Этому посвящены новые рубрики многих детских газет и журналов: «Волшебный очаг», «Мое увлечение», «Про этикет», «Вера, надежда, любовь» и др.; С каждым годом детская журналистика используется как уникальное средство для выражения собственного мнения ребят. В рубриках «Настроение недели», «Я и мир вокруг меня» подростки размышляют о политике и обществе, о смысле жизни, о будущей профессии; Из года в год совершенствуются детские издания с элементами игры, моделирующие реальные проблемы взрослой практической деятельности. Они дают читателям все большие возможности для выявления способностей в различных сферах человеческой деятельности. Об этом свидетельствуют и названия новых детских журналов: «Умка», «Мастерилка», «Я – сам! Я – сама!». В этих изданиях в игровой форме даются практические советы по шитью и вязанию, кулинарии и рукоделию, конструированию и моделированию. Разнообразные игровые формы используются во всех детских газетах и журналах. Включаясь в тесты, конкурсы, викторины, турниры, проводимые изданиями, откликаясь на просьбы редакции вносить предложения об улучшении содержания детских изданий, ребята тем самым участвуют в процессе подготовки будущих номеров: придумывают темы, названия, рубрики, новые игровые ситуации, кроссворды; В последнее время происходит сближение деятельности детских изданий с наукой. Они используются как важное средство популяризации среди детей основ современных научных знаний – от истории и литературы до экономики и программирования. В той или иной степени это присуще всем детским изданиям.ГЛАВА 4ДЕТСКИЕ СЕТЕВЫЕ ЖУРНАЛЫСегодня наряду с печатными детскими изданиями появляется все больше и больше так называемых сетевых, или веб-журналов, которые располагаются в Интернете. Новые технологии, позволяющие создавать электронные СМИ, по достоинству оценены пользователями и разработчиками сайтов. Вот некоторые преимущества сетевых журналов:  Для электронных изданий не требуется бумага; Обилие свободного места для публикаций; Доступность широкому кругу читателей; Бесплатность (читатели оплачивают только время в Интернете); Беспроблемное архивирование старых выпусков и т.д.Сетевые издания делятся на три вида: бумажно-электронные, электронные, электронно-бумажные. Первый вид представляют журналы, выходящие в печатном виде и имеющие версию в Интернете, здесь основным считается бумажный выпуск («Мурзилка», «Свирель»). Электронные издания не имеют печатной версии («Санька-Бешеный кролик!», «Солнышко»). В электронно-бумажном виде основным считается веб-журнал, печатной же версии уделяется второстепенное значение, похоже, у русских детей электронно-бумажных журналов пока нет.ГЛАВА 5ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВАнализ журналов для дошкольников «Спокойной ночи, малыши» и «Дисней для малышей» позволил выделить их основные рубрики: Литературно-ознакомительные: - небольшие тексты с вопросами, позволяющими взрослым выяснить, что из прочитанного понял их ребенок;- стихи, которые легко выучить наизусть;- занимательная азбука. Смастерим-ка. Раскрась сам. Подумай и ответь: загадки, кроссворды, головоломки.Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией, но они включают в себя несколько рубрик, как бы продолжающих аналогичные рубрики журналов для дошкольников. Так в «Буратино» и «Тошка» представлены практически все направления, отмеченные в журналах для дошкольников. Но художественные произведения «Тошки» и «Буратино» более «жизненны»: они повествуют об отношениях в семье, школе. Раздел «Смастери-ка» сохраняется, хотя дает более сложные задания. С помощью журналов «Тошка» и «Буратино» ребята самостоятельно могут сделать бумажного зайца, летную пилотку, собачий фонарик и многое другое. Раздел «Раскрасим сами» видоизменяется в «Учимся рисовать». В его арсенале не готовые раскраски, а рисунки-подсказки, предоставляющие детям больше самостоятельности. Рубрика «Подумай и ответь» значительно расширяет границы: в «Буратино» это раздел «Ключворд», содержащий 10 заданий и занимающий треть журнала. В «Тошке» это шестая часть, так как этот журнал преследует, прежде всего, не развлекательные, а образовательно-просветительные цели. В журналах, как для малышей, так и для младших школьников постоянный компонент – настольная игра. В юмористическом разделе «Страшилки и хохоталки», наряду с традиционными – анекдотами, считалками и скороговорками, появились такие рубрики, как «В гостях у Карабаса» и «Классный юмор». Раздел «Не до скуки» помогает весело провести свободное время – овладеть мастерством фокусника, устроить веселый спектакль.ГЛАВА 6САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ ИЗДАНИЕПожалуй, самыми известными и популярными журналами российских детей до недавнего времени были «Мурзилка» (первый номер вышел в свет в 1924 году) и «Веселые картинки» (впервые издан в 1956 году). Эти издания стали родными тысячам ребят, о чем свидетельствует реакция на размещенные недавно в Интернете несколько старых (за 1981 год) журналов «Веселые картинки», вот какие отзывы присылали читатели, посетившие сайт: Светлана: Вот оно - моё интересное, весёлое, безрекламное детство!!! Я оказалась на вашем сайте совершенно случайно, и просто поражена вашей замечательной идеей… Сейчас смотрю на эти страницы, и, представляете!, Я их помню!!! Ваша идея - просто класс!!!Laisa:1981 - первый год, когда мне выписывали «Веселые картинки» Оказалось, всё это хранилось в памяти до сих пор, и с такими подробностями! И "тётя с зелёными бусами/усами", и "если я расту во сне" и "лето-лето, в трусики одето" - как будто вчера это было!Kite: Ребята! Это просто праздник какой-то! Мне в 81 шесть лет было, просто удивительно насколько каждая картинка, каждый стих отпечатался в памяти! Каждая картинка до боли знакома, вызывает волну ассоциаций, как будто это было вчера! Ни какой ностальгии, ностальгия - это грусть, а тут только светлые, приятные чувства. Недаром все современные психологические течения говорят о полезности детского, образного восприятия мира. А тут, глядя на эти картинки, совершенно неожиданно и полностью в него окунаешься, и кажется, что не было никакой юности с её комплексами, потугами "взросления"… Детство продолжается! Но уже такое зрелое, осознанное, продуктивное, когда сам можешь что-то делать…Wesha: Рулез немереный! Ждем еще! К сожалению, сейчас «Мурзилка» и «Веселые Картинки», похоже, уходят в прошлое. Все реже они поступают в продажу, все меньше пользуются спросом. На их место пришли масса новых красочных журналов («Играем вместе с Барби», «Том и Джерри» и др.), не уступающих по качеству печати и разнообразию содержания. Как правило, это переводные издания.По итогам конкурса «Лидер среди периодических изданий», который проводил Союз издателей и распространителей печатной продукции в 2002 году, журнал «Микки Маус» («Эгмонт Россия») победил в номинации «Лидер в тиражной политике среди изданий для детей». Теперь «Микки Маус» юные читатели могут получать еженедельно. Так выглядят новые детские журналы «Микки Маус» и «Играем вместе с Барби»: ГЛАВА 7НАСТОРАЖИВАЮЩИЕ ФАКТЫ О «МИККИ-МАУСЕ»Нужно отметить, что наряду с превосходным внешним видом и увлекательным содержанием в переводных изданиях, настораживают, или, по крайней мере, должны настораживать такие моменты, как, например названия публикаций. На фоне мурзилковских сказок типа «Как Ёжик с Медвежонком спасли Волка», «Маленький зеленый лягушонок» или рассказов «Беспокойная соседка», «Весенние страницы», в названиях комиксов из «Микки Мауса» звучат не совсем детские понятия: «Дональд Дак. Двойник», «Бабушка Дак. Наваждение», «Чип и Дейл. Правдивая ложь», «Скрудж Макдак. Экономия по Макдаку». Сложно сказать, какими принципами руководствовались издатели «Микки Мауса», когда в № 7 за 2003 год детям предложили конкурс «Грабители», победитель которого в качестве приза выигрывает видеокассету «Звездные войны. Атака клонов»… А вот пример нескольких вопросов из теста «Крут ли ты?», помещенного в «Микки-Маусе» № 15 за 2000 год: « Какую куртку ты носишь охотнее всего? а) Куртку для приключений – с сотней карманов и тысячей полезных вещей! (3 очка) б) Старую выцветшую джинсовую куртку (2 очка). в) Яркий анорак с капюшоном (1 очко). Чтобы произвести на приятеля впечатление, ты рассказываешь ему о своих крутых увлечениях. Что это за увлечения? а) Изобретаю новые трюки на скейте (3 очка). б) Я занимаюсь дзюдо, каратэ и кунфу! (2 очка) в) Сейчас читаю классную книгу про дельфинов (1 очко)»И так далее. Кто набирает наименьшее количество очков (а значит – носит анорак с капюшоном и читает книги про дельфинов!), тому грозит беспощадный приговор (причем, так категорично не выражаются даже в тестах для взрослых): «И не думай об этом! В тебе крутизны ни на йоту!.. Многие родители, скорее всего, и не подозревают, что говорят сами американцы по поводу такой любимой всеми девочками куклы Барби, главной героине журнала «Играем с Барби» вот, что пишет доктор Джеймс Добсон: «Нет лучшего способа научить ребенка поклоняться красоте и материализму, чем с помощью Барби. Если мы сознательно стремимся внушить нашим маленьким девочкам мысль о необходимости стать богатыми и роскошными женщинами, то невозможно сделать больше, чем уже сделано.Вы когда-нибудь видели некрасивую куклу Барби? Вы когда-нибудь замечали в ней хоть малейший изъян? Ни в коем случае! Она вся дышит женственностью и сексапильностью… Подобный идеальный образ во многом определяет самооценку тринадцатилетней девочки, впервые внимательно посмотревшей на себя в зеркало. Никаких сомнений, она далеко не Барби!… Эти куклы воплощают собой идеал физической красоты, недостижимый для большинства девочек. Многие проблемы, возникающие в связи с низкой самооценкой в подростковом возрасте, обуславливаются стандартом красоты, навязанным ребенку в детстве. Куклы Барби пробуждают в девочках эмоции, свойственные подростковому возрасту, задолго до того, как они созревают для них. Вместо того чтобы играть с плюшевыми зверюшками, мячиками, машинками и лошадками, трех-четырехлетние малышки учатся фантазировать о жизни на подростковом уровне. Барби и ее друг Кен ходят на свидания, учатся танцевать, водят дорогие спортивные автомобили, принимают солнечные ванны, дают друг другу брачный обет и заводят детей. Очень маленькие девочки, которым следовало бы думать о вещах, более подобающих детскому возрасту, на этом наглядном примере получают представление обо всей подростковой культуре, с ее акцентом на сексуальном аспекте жизни. Таким образом, они начинают неестественно быстро развиваться эмоционально и, скорее всего, достигнут пика сексуального интереса на несколько лет раньше положенного – со всеми вытекающими отсюда последствиями для социального и психического здоровья». Печально, что в наше время с выходом в свет такого разнообразия журналов для детей, вместе с интересными и полезными публикациями в печати появляется и масса вещей, оказывающих отрицательное воздействие на психику и формирование сознания детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕСегодня журналистика для детей – достаточно изученная область СМИ. Знание ее специфики, особенностей, а также психологии ребенка возлагают огромную ответственность на людей, занимающихся детскими изданиями. И ответственность эта, прежде всего моральная, т.к. именно о моральном здоровье ребенка идет речь, когда он впитывает со страниц журналов и газет такие вещи, о пагубности которых взрослые, быть может, и не догадываются. Известный журналистский принцип «не навреди» должен прослеживаться абсолютно во всех рубриках и публикациях: в рассказах, сказках, тестах, анекдотах и т.д. Преобразовательные процессы в российской прессе, регулярно проводимые анализы социологических исследований говорят о положительной тенденции в развитии детской журналистики, что еще раз подтверждает необходимость наличия знаний относительно этой области и использования их на практике.
Подробнее
Этот заказ уже выполнил наш автор. Напишем и Вам уникальную работу!
Быстрая оценка работыБесплатно
Оценим Вашу работу за 10 минут
Бесплатно
Для оценки заполните поля
Укажите тему работы
Укажите предмет
Укажите срок сдачи
Отправить работу на оценку
Последние отзывы об авторе Марина
Светлана
Отлично сделанная работа. Спасибо!
...
2012-05-14 15:30:02
Юлия
все отлично!
...
2012-05-21 01:10:59
Юлия
все прекрасно!
...
2012-05-21 02:47:28