Контрольная на тему Литературные нормы

Остался всего один шаг
Внесите свои контактные данные и переходите в кабинет для просмотра предложений авторов
Введите номер телефона
Укажите имя
Укажите адрес электронной почты
Укажите корректный адрес электронной почты
Номер заказа
107 600
Создан
25.05.2012
Автор работы
Алексей
Цена
1120 p.
Выполнен
08.06.2012
Рейтинг автора
9.9
Примечание
ТРЕБОВАНИЯ к оформлению контрольной работы.Контрольная работа сдается в напечатанном виде. Формат бумаги А4.Титульный лист оформляется по установленному образцу (обращаться на кафедру русского языка).Шрифт – 14.Интервал – 1,5.Поля – по 2 см.Листы подшиваются в пластиковые папки. Срок сдачи работы – до начала учебной сессии.Вариант 2Задание 2. Современная лингвистика среди основных признаков литератур-ного языка называет такие язык культуры язык образованной части народа соз¬нательно кодифицированный язык. Последнее сознательная кодификация языка то есть определение и узаконение его норм прямая задача культуры речи с появлени-ем литературного языка появляется и культура речи.Кодифицированные нормы литературного языка это такие нормы ко¬торым должны следовать все носители литературного языка. Любая грам¬матика совре-менного литературного языка любой его словарь есть не что иное как его кодифи-цирование.… Культура речи начинается там где язык как бы предлагает выбор для кодификации и выбор этот далеко не однозначен. Часто можно услышать кил/ометр но норма только килом/етр не менее часто д/оговор но норма догое/ор хотя сейчас уже категорически не запрещается д/оговор. Это свидетельствует еще и о том что современный русский литературный язык хотя и может рассматривать-ся как язык от А.С. Пушкина до наших дней не остается неизменным. Он постоян-но ме¬няется и следовательно нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам то есть опасность что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои прави¬ла. (Е.Н. Ширяев)1. Что понимается под кодификацией языка?2. Какие нормы называются кодифицированными?3. Назовите основные способы кодифицирования языка.4. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?5. Приведите примеры исторической изменчивости норм.Орфоэпические нормыЗадание 2. Расставьте ударение в данных словах: Агент, августовский, агрономия, акрополь, алкоголь, апокалипсис, апарта-менты, арахис, асбест, асимметрия. Благовест, балованный, баловать, бармен, блага, блокировать, блудница, бун-гало, бант – банты, боязнь, брала, бронировать (закреплять), бронировать (покры-вать броней), буйволица, бюрократия, без умолку.Вероисповедание, вересковый, взята, ветеринария, включит, включишь, во-гнутый, воздухопровод, втридорога, вчистую.Газопровод, гастрономия, генезис, гербовый, гофрированный, гравирован-ный, грейпфрут, гренки, гротесковый, грушевый, гусеница.Диспансер, договор, документ, донельзя, дремота, духовник, давнишний, джинсовый, деньги – деньгами, диспансер, диоптрия, доверху, дозировать, допитый, древко.Жалюзи, жерло, жизнеобеспечение. Задание 3. От следующих существительных образуйте родительный падеж ед. числа и расставьте ударение: бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, ясли, мост.Задание 4. Поставьте ударения в глагольных формах.Звала, звало, звали; начала, начало, начали; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли, приняла, приняло, приняли; подняла, подняло, подняли, собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.Задание 5. Расставьте ударения в заимствованных именах собственных: Пабло Пикассо (художник), Айрес Мердок (автор «Черный принц», «Особый дар»), Жоржи Амаду (автор «Генералы песчаных карьеров»), Шарлотта Бронте (автор «Джейн Эйр»), Бенуа, Рембрандт, Скотт Фицджеральд, Гюстав Флобер, «Герника» (картина П.Пикассо), Оксфорд, Дейл Карнеги (психолог)Лексические нормыЗадание 6. Прокомментируйте следующие выражения: американский подданный, азиатский континент, продолжать традицию, ви-новник торжества, владеть ситуацией, вкусовые качества, в этой связи, гражданин Великобритании, потенциальные возможности, сервисное обслуживание, саммит на высшем уровне.[Образец: американский подданный. Ошибка в словоупотреблении, связан-ная с неверным выбором лексической единицы: подданный – вм. гражданин. Подданство существует только в государствах с монархической формой правле-ния. Республиканской форме правления соответствует гражданство /гражданин США, американский гражданин/]Грамматические нормы.Задание 7. Подберите к существительным женского рода соотносительные с ними по смыслу существительные мужского рода. Объясните случаи отсутст-вия грамматической пары.Балерина, велосипедистка, доярка, маникюрша, машинистка, санитарка, сви-нарка, секретарша, сиделка, солистка, ткачиха, хористка.Задание 8. Определите род имен существительных. Подберите определения, правильно согласуя их с существительными. К какому роду преимущественно относятся несклоняемые неодушевленные существительные? Ассорти, авеню, авто, адажио, алиби, алоэ, амплуа, атташе, ателье, арго (жар-гон), барбекю, барокко, безе, бере, бистро, боа, бра, бренди, бри, буржуа, бюро, варьете, вето, визави, виски, денди, депо, джиу-джицу, динго, домино, досье, драже, галифе, гестапо, гетто, глясе, гран-при, гризли, жабо, жако, желе, жалюзи, зеро, зебу, иваси, импресарио, инженю, интервью, идальго, индиго, кабальеро, кабаре, кабуки (японский театр), кавасаки (катер), казино, какаду, какао, камикадзе, канапе, каноэ, капучино, караоке, каре, кашне, кафе, кенгуру, кепи, киви, киви, колли, кофе, комильфо, коммюнике (дипломатический документ), контральто (низкий женский голос), конферансье, кроше (хлопчатобумажные нитки), крупье, колибри, кольраби, кураре (нервнопаралитический растительный яд), кюре, лобби (политическое воздействие на принятие решения), леди (жена лорда), лото, лье, макраме (плетение из грубых нитей), манго, марабу, мартини, мачете (нож для рубки сахарного тростника), мачо, маэстро, меню, мокко (сорт кофе), мулине (цветные нитки для вышивания), мумиё (смолоподобное лечебное вещество), метро, миледи, миссис, ноу-хау, ню (обнаженная натура).Задание 9. Определите грамматический род сложных наименований и со¬ставьте с ними предложения.Диван-кровать, павильон-выставка, музей-квартира, галстук-бабочка, кресло-качалка, чудо-ребенок, театр-студия, библиотека-хранилище, вечер-встреча, очерк-обозрение, ракета-носитель, платье-костюм…Задание 10. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Отметьте наличие вариантов. Расставьте ударения.Турки, англичане, буряты, грузины, осетины, калмыки, туркмены, помидоры, апельсины, бананы, ананасы, баклажаны, ботинки, валенки, сапоги, тапочки, туфли, гектары, граммы, килограммы, микроны, рентгены, комментарии, мечты, носки, чулки, плечи, рельсы, свечи, солдаты, партизаны, гусары, уланы, яблоки, дела, места, кухни, ясли, блюдца, вафли, цапли, заморозки, кастрюли, полотенца; аксессуар, башня, бал-маскарад, барышня, береста, бижутерия, джинсы, змий, игуменья, изразец, инициалы, инок, карат, кисть, колдунья, кружево, лоскут, мозаика, молельня, монахиня, носок, нувориш, нюанс, пейзаж, перипетия, перспек-тива, пиршество, претензия, псалом, раритет, скула, славянин, смерть, снадобье, софа, статуя, стремя, ступня, счет, тенор, термос, усадьба, флигель, хлопоты, ходатайство, холст, христианин, хутор, цоколь, цыган, чалма, четки, чулок, шампунь, шарж, эстетика, юродивый, ядро.Задание 11. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведен-ных ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных нельзя образо-вать степени сравнения. Охарактеризуйте стилистические различия между простой и сложной формами степеней сравнения.Бойкий, большой, важный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетча-тый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розовый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.Задание 12. Перепишите, выбирая нужные числительные.I. 1) У кузниц… стояло (два, двое) сан… и (три, трое) телег… 2) (Два, двое) сут… продолжалась м… тель. 3) (Четыре, четверо) друз… отправились в турист… ий поход. 4) (Шесть, шестеро) девуш… поступили на курсы комбайнеров. 5) Нас было (три, трое).Их оказалось (пять, пятеро). 6) Недоставало (три, трое) нож… и (четыре, четверо) щипц….II. 1) По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. 2) Го¬род ра… положен на (оба, обе) берегах реки. 3) У (оба, обе) сестёр были од… наковые платья.Задание 13. Образуйте формы настоящего времени от следующих глаголов. Какие варианты формы 3–его лица настоящего времени этих глаголов являются нормативными в современном литературном языке? Махать, пахать, кудахтать, мурлыкать, внимать, капать, рыскать, ты¬кать, блистать, страдать, сыпать, хныкать, мучить, щипать, плескать, полоскать, глодать, двигаться.Задание 14. Какие варианты этих глаголов являются нормативными в совре-менном литературном языке? Сох – сохнул, мок – мокнул, замерз – замерзнул, ослеп – ослепнул, ис¬сяк – ис-сякнул, сверг – свергнул, воздвиг – воздвигнул, повис – повиснул, исчез – исчезнул, зачах – зачахнул, закис – закиснуЗадание 15. Составьте словосочетания с каждым из приведенных ниже слов, используя в качестве зависимого слово в скобках. Следите за пра¬вильностью употребления падежных и предложно–падежных форм зависимого слова.Адресовать – предназначать – рассчитывать (зритель).Базироваться – опираться (результаты). Беспокоиться – тревожиться (ребенок). Вера – уверенность (победа).Влиять – сказываться – отражаться – наложить отпечаток (взгляды).Вслушиваться – прислушиваться – заслушиваться (мелодия). Воплощение – претворение (практика). Внушать доверие – вселять доверие (пациент). Гордиться – горд – гордость (достижения). Делать различие – отличать – различать (ты и он). Жажда – потребность – стремление (знания). Заслужить – заслуживать (поощрение). Избегать – уклоняться (ответственность). Мешать – препятствовать – тормозить (развитие). Наградить – удостоить (премия). Нужда – нехватка (деньги). Обвинять – осуждать (примитивность). Обидеться – обижен (слова). Обрадоваться – обрадован (возвращение друга). Обратить внимание – уделить внимание – задержать внимание – привлечь внимание (картина).Орфографические нормыЗадание 16. Вставьте пропущенные буквы.По… боевому, по… турецки, по… вдовьи, по… нью… йоркски, по… социал… демократически, по… западно… европейски, по… моему, по… этому, в… десятых, в… четверо, на… двое, в… оба, один… на… один, в… последних, чуть… чуть, подобру… да… поздорову, чин… чином, чудак… чудаком, по… иному, по-родственному, по… ротно, по… эшелонно, по… христиански, по… латыни, по… тихоньку, в… девятиром, на… троих, по… настоящему, по… просту, по… наслышке, по… существу, вновь… и… вновь, с… пол… оборота, по… отчеству, не… сегодня… завтра, по… долгу, по… меньше, по… зверски, по… привычке, по… приятельски, по… чище, по… громче, когда… либо, как… будто, пря-мо… таки, кое… в… чем, давным… давно, нежда(н, нн)о… негада(н, нн)о, по… боевому, как… раз, под… стать, и(з, с)… под… тишка, чере(з, с)… чур, н(е, и)… при… чем, по… восточному, по… всюду, в… потьмах, в… потемках, по… гвардейски, по… необходимости, с… минуты… на… минуту, в… одиночу.Пунктуация (Нормы постановки знаков препинания)Задание 17. Расставьте знаки препинания.1. Обнаруженная поблизости сторожка стояла пустая.2. Огромное солнце тусклое и оранжевое спускается в быстро растущую ту-чу.3. Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.4. Весенней негой утомлен он впал в невольное забытье.5. Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день на-писал ответ.6. Сопровождавшие нас крестьяне показали нам нужный дом.7. Поднялся ветер и смел в сторону так и не разошедшийся дождик.8. Ее узкое лицо обращенное к унылым равнинам казалось печальным.9. Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.10. Молодой парень белобрысый и скуластый подошел к нему.11. Рассказы матери живые и ясные производили на мальчика большое впе-чатление.12. Вдохновленный успехом он обдумывал положение спокойно и деловито.13. Жителям села пострадавшим от наводнения была оказана своевременная помощь.14. Похожая на застывшее море равнина дремала во мгле.15. Весной я почувствовал ранее не испытанное мною особого рода волне-ние.16. Разбушевавшаяся за ночь река снесла плотину и затопила окрестные луга.17. По степи густо заросшей травой лошади шли медленно.18. Ничего больше не росло на этой выжженной зноем земле.19. По бирюзовому небосклону высокому и прозрачно-нежному поднимался золотистый шар солнца.20. Власть над землей вам молодым дана.21. Подвешенный на сучок сосны электрический фонарик освещал лица мальчиков.22. Я внимательно стал читать написанное мелким почерком письмо.23. Любимые лица мертвые и живые приходят на память.24. Невиданной силы снегопад начавшийся еще днем усилился.25. Беспокойный и немного странный он работой бредил во сне.26. Сердитый на вид он был добряк в душе.27. В станице занятой красным десантом бой не возобновлялся.28. Покрытая желтым абажуром настольная лампа освещала комнату.29. Черные глаза серьезные и пронизывающие смотрели на старшего офице-ра.30. На столе лежали собранные еще вчера камешки и ракушки.31. Летние сумерки синие, теплые, тихие спустились над рекой.32. Неяркое небо задернутое ровной пеленой облаков мягко светилось.33. Издалека донесся грохот набиравшего ход поезда.34. Обычно добродушный он сейчас посмотрел зло.Задание 18. Составьте список использованной литературы.
Подробнее
Этот заказ уже выполнил наш автор. Напишем и Вам уникальную работу!
Быстрая оценка работыБесплатно
Оценим Вашу работу за 10 минут
Бесплатно
Для оценки заполните поля
Укажите тему работы
Укажите предмет
Укажите срок сдачи
Отправить работу на оценку
Последние отзывы об авторе Алексей
Виктор
Благодарю! Работа сделана раньше, чем ожидалось.
...
2014-03-12 21:53:45
марина
молодец…
...
2014-03-13 20:50:51
марина
Очень довольна результатом… спасибо
...
2014-03-13 20:51:41